Почему фильм «Золотой теленок» не хотели показывать зрителям

Знаменитая экранизация легендарного произведения Ильфа и Петрова «Золотой теленок» навсегда вошла в классику отечественного кино. Многие помнят цитаты из фильма, отлично знают актеров, с удовольствием пересматривают картину.

Между тем «Золотой теленок» появился на экране не совсем таким, каким видел его режиссер. Первоначальная (режиссерская) версия этого фильма отличалась то того варианта, который был допущен к показу широкой аудитории.

Как и почему «Золотой теленок» подвергался жесткой цензуре, читайте далее в нашей статье!а

Съемки картины начались в 1966 году, несмотря на то, что режиссер Михаил Швейцер планировал приступить к работе над фильмом еще двумя годами ранее. Разрешение на работу над «Золотым теленком» режиссеру не давали.

То само произведение считали слишком провокационным, то сценарий называли общественно вредным, то не было финансирования. Когда разрешение на съемки. наконец, было получено, началась череда проблем с подбором актеров.

Швейцер сразу предложил на главные роли Сергея Юрского и Леонида Куравлева. Однако эти кандидатуры категорически не устроили чиновников в Госкино. От режиссера потребовали провести расширенные пробы с максимальным числом претендентов. «Хорошими Остапами» считались Владимир Басов, Александр Пороховщиков и, что особенно интересно, Арчил Гомиашвили. Последний от проб отказался, поскольку был занят в театре и, кстати, еще не подозревал, что через несколько лет все же сыграет Бендера, но уже не в «Золотом теленке», а в «12 стульев» Леонида Гайдая.

При отборе актеров наступил некий ступор. Пробы одна за другой были далеко не вдохновляющими. Критики из Госкино, в конце концов, сдались и согласились рассмотреть кандидатуру Сергея Юрского. С третьего раза его все же утвердили.

Еще сложнее дело обстояло с ролью Паниковского. На нее был утвержден Ролан Быков, но он не имел достаточно времени для съемок, и работу над картиной начали без него. Временно для отработки эпизодов Быкова по просьбе режиссера заменил его друг Зиновий Гердт. Получилось в Гердта отлично, что привело режиссера к решению заменить им Быкова на совсем.

Конечно, такое самовольство Швейцера чиновникам не понравилось. Ситуация еще более усугубилась, когда Гердт отказался изображать классического Паниковского — жалкого и гаденького, заявив, что играть будет роль человека трогательного и заслуживающего сострадания. Съемки снова были приостановлены в связи отходом от согласованного сценария.

Долгие переговоры режиссера с членами комиссии закончились победой Швейцера. И тут же вместе с утверждением Зиновия Гердта возникла потребность в подборе нового Шуры Балаганова. Первоначально на эту роль благополучно приняли Вячеслава Невинного, однако в паре с Гердтом он категорически не смотрелся. Да и сами актеры друг друга недолюбливали.

И снова режиссер долго убеждал комиссию рассмотреть первоначально предложенную кандидатуру Леонида Куравлева. Актера согласовали с условием, что в картине найдется место для Николая Боярского — брата всеми любимого «Д’Артаньяна». В итоге он сыграл водителя «Антилопы» Козлевича.

Столь долгий и непростой процесс отбора и утверждения актеров на роли плавно перетек в новые сложности. После окончания съемок выяснилось, что картина получилась слишком длинной. Метры кинопленки не могли уместиться не то что в классическом фильме, но даже в двухсерийном!

Критики строго запретили делать три серии, сообщив, что картина очень затянутая и нудная. Совместно с Швейцером комиссия стала решать, какие сцены навсегда уйдут из «Золотого теленка». Таковых оказалось больше половины отснятых!

Для начала комиссия взялась за эпизоды, которые «высмеивают социальные классы», «унижают советского человека». Именно в этой связи были вырезаны все сцены с участием Анатолия Папанова, который играл Васисуалия Лоханкина. Актер тяжело воспринимал данное обстоятельство, а зрителям посчастливилось увидеть работу Папанова лишь спустя несколько десятилетий, когда вырезанную сцену с Лоханкиным показали по телевидению.

Лишился «Золотой теленок» также нескольких монологов, включая выступления лекторов на автопробеге, и сцен с общими планами, видами города, что, конечно, для зрителей является безусловным минусом.

Когда фильм уже был готов к выходу на экраны, чиновники Госкино буквально шокировали режиссера. Швейцеру сообщили, что финал у картины совершенно недопустимый. Оказалось, что комиссия сочла неубедительной демонстрацию поражения Остапа, а его моральное унижение и крах были названы недостаточно явными. Необходимо было ярче показать величие советского мира по сравнению с амбициями отдельно взятого человека. Финал требовалось переснять.

Это окончательно подкосило режиссера, который считал, что снял единственно возможную концовку «Золотого теленка». Премьера снова отложилась на неопределенный срок, а сам Швейцер вместе с Бендером-Юрским находились в состоянии глубокой подавленности.

Было решено сделать еще одну попытку, и если она вновь не понравится цензорам, режиссер был готов отправить фильм «на полку».

В итоге у Швецера вместо комедии получилась полноценная трагикомедия. Остап Бендер получился героем, который не смеется, а лишь горько шутит и размышляет.

Хотели ли чиновники спустя 4 года получить не легкий развлекательный юмор, а фильм, который заставляет задуматься и еще раз перечитать Ильфа и Петрова? Сейчас ответить на этот вопрос сложно. Но факт остается фактом — спустя более чем полвека «Золотой теленок» остается актуальным и востребованным для просмотра. Пусть и без части первоначально отснятых сцен…

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Почему фильм «Золотой теленок» не хотели показывать зрителям