Почему фильм «Покровские ворота» мог не попасть на экраны

Уже более 30 лет отечественные зрители с удовольствием смотрят гениальную комедию «Покровские ворота». Фильм входит в состав классики советского кино и, кажется, с самого первого дня был обречен на успех.

Однако на самом деле режиссеру Михаилу Козакову пришлось долго ждать того счастливого момента, когда его творение, наконец, увидит свет.

Почему «Покровские ворота» упорно не хотели пускать в прокат и как это все же случилось, читайте далее в нашей статье!

Если рассматривать историю «Покровских ворот» с самого начала, то нужно вспомнить пьесу с одноименным названием. На ее основе и был создан сначала спектакль, а потом и фильм Козакова.

Руководство концерна «Мосфильм», узнав о намерении режиссера снимать подобный фильм, категорически не поддержало данную идею. Сюжет о событиях хрущевского времени, поданный с ностальгическими нотками и романтической теплотой, в брежневский период считался идеологически недопустимым.

Михаилу Козакову прямо сказали, что его начинания с этим фильмом ник чему не приведут, а потому и пробовать не стоит. Но он попробовал…

Затем уже готовый сценарий был в пух и прах раскритикован кинематографистами, включая самого Георгия Данелию, который был другом Козакова, но, тем не менее, честно сказал ему, что сюжет считает бездарным и крайне неудачным.

По какой-то неведомой причине режиссер решил и тут не сдаваться. Козаков пошел на хитрость и пустил в ход самый настоящий шантаж! Он сказал, что готов сыграть Дзержинского в картине «Государственная граница», куда его давно и упорно звали. Но взаимен на это потребовал разрешения снять «Покровские ворота» хотя бы для телевидения.

Но и тут не все прошло гладко. Казалось бы, формальное разрешение Козаков получил, но перед самым началом съемок чиновник из «Мосфильма», с которым у режиссера была договоренность, сменил место работы. Судьба фильма снова оказалась под угрозой…

А ведь к тому моменту Михаил Козаков уже активно вел подбор артистов на роли, не подозревая, что впереди снова ждут проблемы. Впрочем, в данном случае именно работа с актерами оказалась спасением. Актриса Софья Пилявская, получившая роль тети Костика, сумела благодаря своим связям заручиться поддержкой руководителя Гостелерадио Союза. Это и стало решением.

К слову, с актерами тоже не все было гладко. Сценарий фильма показался слабым и скучным большинству из тех артистов, которых изначально видел в своей картине Козаков. так, Андрей Миронов не стал Хоботовым, а Наталья Гундарева отказалась играть его жену. Никита Михалков, которому предлагали предстать в образе Саввы Игнатьевича, и вовсе счел участие в подобном кино унизительным.

Впрочем, сам режиссер совершенно не расстраивался на этот счет. Он искренне считал главной удачей и главным козырем фильма Костика — Олега Меньшикова. Позже Козаков говорил, что это был настоящий подарок судьбы.

Даже когда съемки завершились, фильм снова оказался задвинутым в дальний угол. Критики восприняли его очень отрицательно, не нашли ни признаков комедии, ни просто смешных моментов, а цензорная комиссия и вовсе назвала его вредным. Окончательную точку поставила свадьба актрисы главной роли Елены Кореневой с иностранцем и ее эмиграция в Америку.

В итоге про «Покровские ворота» все забыли, фильм надолго оказался на полке. К счастью для зрителей, это не заставило Михаила Козакова опустить руки.

Через несколько лет режиссеру удалось, наконец, показать свою картину зрителям. Правда до этого сценарий был сильно изменен и урезан. Оттуда то требовали убрать сцены с фразами на немецком, то браковали эпизоды с алкоголем, то вносили корректировки в моменты любовных признаний.

Пусть и не совсем в первозданном виде, но фильм вышел. И тут же полюбился зрителю! «Покровские ворота» почти сразу разошлись на цитаты, которые можно услышать в народе до сих пор.

Фильм по-прежнему актуален, популярен и любим. Предлагаем рассматривать эту статью как повод пересмотреть «Покровские ворота»!

Почему фильм «Покровские ворота» мог не попасть на экраны