Тайны киносказок Александра Роу: «Морозко», «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса» и другие

Лучшие сказки советского времени снимал, как правило, режиссер по имени Александр Роу. Это ему принадлежат такие бессмертные картины: развеселая «По щучьему велению», ледяная «Морозко», поучительная «Огонь, вода и медные трубы» и многие другие творческие экранизации русских народных сказок.

Все фильмы Роу полны интересных историй и даже чудес. Талант режиссера позволял ему менять диалоги прямо на площадке, вводить новых персонажей и подбирать актеров на роли прямо на улицах и в коридорах киностудии.

Например, в сказке «Огонь, вода и медные трубы» красавица Аленушка была талантливо сыграна Натальей Седых – студенткой-балериной, которую Александр Роу увидел не где-нибудь, а по телевизору. А вот ее возлюбленного Васеньку и вовсе играл плотник, работавший до этого с декорациями.

А вот сказка «Морозко», несмотря на свой зимний колорит, покорила не только советских, но также итальянских, испанских и греческих детей! Сами съемки проводились в середине зимы на холодном Кольском полуострове, где вся группа жила в полупоходных условиях среди снегов, питалась пищей с костра и постоянно мерзла.

Сцена свадьбы главных героев «Морозко» и их поцелуя стала подарком режиссера актрисе Седых, поскольку Роу знал, что девушка тайно влюблена в своего партнера по съемкам Эдуарда Изотова.

Инне Чурикововой, игравшей Марфушу, повезло меньше – за неимением другого инвентаря ей пришлось в кадре с упоением грызть луковицу, изображая, что это сочное яблоко. А вместо молока глотать разведенный в воде мел.

Что же касается «Марьи-искусницы», то подводные сцены этой сказки снимались на самом деле на суше – в ялтинском ущелье, стены которого покрасили синей и коричневой краской.

Любимым актером Роу на протяжении всей его карьеры оставался Григорий Милляр. Он без конца импровизировал, хулиганил на площадке, а иногда и сам создавал для себя персонажей в новых фильмах, формировал грим и костюмы. Милляр был и Бабой-Ягой, и другом ее — Кощеем Бессмертным, и Водяным, и Чертом. Благодаря ему эти отрицательные получались безобидными и комичными.

Татьяна Клюева – Варвара из «Варвары-красы, длинной косы» — изначально пробовалась на похожую по типажу роль Аленушки в снимавшейся ранее сказке «Огонь, вода и медные трубы». Тогда строгий режиссер ее не взял. Девушка была настолько расстроена, что тут же впала в истерику, а Роу обещал создать сказку, которая сделает ее звездой. Так и вышло, Варвара очень быстро стала популярной и поспешила выйти замуж за моряка, с которым уехала за границу.

Приятная привычка режиссера-сказочника состояла в том, чтобы по выходным проводить массовые просмотры отснятого материала всеми членами группы. Это всегда было очень веселым и популярным мероприятием.

А вот «Финиста – ясного сокола», к сожалению,  Александр Роу снять не успел. Он умер до начала съемок, и работу продолжил Геннадий Васильев. При этом режиссерами картины официально заявлены оба.

Александр Роу любил повторять, что из всех волшебников самые могущественные – это режиссеры. И был, безусловно, прав. Его сказки на одном дыхании смотрятся до сих пор.

Тайны киносказок Александра Роу: «Морозко», «Марья-искусница», «Варвара-краса, длинная коса» и другие