Как Олег Басилашвили победил конкурента не талантом, а благородством

Нельзя сказать, что Олег Басилашвили и Олег Борисов до описываемого происшествия были непримиримыми врагами или закадычными друзьями. Отношения двух актеров были преимущественно профессиональными и скорее приятельскими.
Безусловно, каждый из них успел доказать свой талант и умение перевоплощаться в самые разные образы. Коса нашла на камень в момент, когда два Олега стали претендовать на одну и ту же роль Хлестакова в спектакле по гоголевскому «Ревизору». О том, как как разворачивалась борьба за роль, читайте далее!
 
В Большом драматическом театре Георгий Товстоногов твердо решил поставить идеального «Ревизора». Поскольку Басилашвили и Борисов были хороши оба, каждый по-своему, было принято необычное решение, что репетировать будут оба. Так и было сделано.
Четыре месяца в подготовке спектакля принимали участие то один актер, то другой — по очереди. За это время раскрылась специфика подхода каждого из них к роли Хлестакова.
Так, Олег Басилашвили всячески старался сделать героя особенным, авторским. Он вкладывал в образ самого себя, собственное представление о «Ревизоре», активно отыскивал актерские приемы, чтобы передать то, как сам чувствует произведение.
Что же касается Олега Борисова, то он старался максимально передать и развить те характеристики, которые уже придал Хлестакову сам Николай Гоголь. При этом приемы артиста были направлены в основном на шлифовку натуральности своей игры.
 
На фоне существующей разницы, оба актера, приходя на каждую свою репетицию, старались сыграть лучше своего конкурента, переиграть его, быть убедительнее, ярче, органичнее в образе Хлестакова.
Все вокруг замечали, что оба претендента одинаково идеальны для роли. Расставлять приоритеты было бы просто преступлением! Тем не менее, режиссеру предстояло это сделать. Когда он стал намекать Басилашвили и Борисову, что грядет принятие главного решения по «Ревизору», они стали играть еще лучше и, казалось, буквально жили этой ролью, позабыв обо всем на свете.
 
Конечно, подобная борьба была непростой для артистов. Хотя внешне это никак не выражалось, и на сцене был виден лишь результат в виде отшлифованной актерской игры, два Олега постоянно находились в серьезном напряжении.
Репетировать в подобном состоянии было все сложнее, прежде всего, морально. Тогда актеры направились прямиком к Товстоногову и без обиняков обратились к режиссеру с просьбой выбрать кого-то одного из них, чтобы прекратить этот стресс.
Режиссер произнес лишь: «Пусть победит сильнейший!». Однако после этого не произошло ровным счетом ничего. Репетиции актеров по очереди продолжились.
 
Когда до премьеры спектакля осталось всего несколько дней, Олег Басилашвили принял волевое решение и сообщил Товстоногову, что готов уступить роль Борисову. Олег Валерианович отметил, что считает игру оппонента очень достойной, а дальнейшее выматывающее соревнование с ним — выматывающим для обоих.
Режиссер выслушал Басилашвили в свойственной себе сдержанной манере и толком не дал ответа.
На следующий день Басилашвили был утвержден на роль Хлестакова. Узнал он об этом от коллег, которые поспешили его поздравить. Что же касается Борисова, то его реакция была ожидаемо негативной. Он обиделся на Товстоногова, о чем сообщил ему лично.
 
Общение же Борисова и Басилашвили с того дня и до самого конца оставалось подчеркнуто холодным. Они не выясняли отношений и не устраивали друг другу бойкотов. Лишь сохраняли подчеркнуто безразличный и деловой тон.
Позже в общении с близкими людьми Олег Борисов признавался, что на самом деле так и не простил Басилашвили проигранную роль своей мечты. Со своей стороны, Товстоногов был уверен, что победил в этой борьбе действительно сильнейший, а точнее, благороднейший.
Как Олег Басилашвили победил конкурента не талантом, а благородством