Как и почему распалось легендарное трио «Трус-Балбес-Бывалый»

В далеком 1961 году режиссер Леонид Гайдай создал поистине гениальную актерскую группу, которая впоследствии появилась сразу в нескольких прекрасных советских комедиях.

Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Моргунов словно были созданы для того, чтобы работать вместе в рамках комедийного жанра. Прекрасное актерское трио запомнилось зрителям по фильмам «Пес-Барбос и необыкновенный кросс», «Самогонщики», «Операция Ы» и «Кавказская пленница».

Любопытно, что Трус, Балбес и Бывалый появлялись не только в картинах самого Гайдая, но и в фильмах, снятых другими режиссерами. Например, эти герои фигурируют в картине «Дайте жалобную книгу», которую снял Эльдар Рязанов. Гайдай, со своей стороны, против использования созданных им героев коллегами по кинематографу не возражал.

Вплоть до сегодняшнего дня Трус-Балбес-Бывалый остаются гениальным и поистине самым узнаваемым трио советского кино.

Стоит ли говорить, что решение Леонида Гайдая навсегда аннулировать актерскую троицу через пять лет после ее создания было настоящим шоком. Это поразило как кинематографическое сообщество, так и зрителей, которые уже порядком привыкли периодически наблюдать Никулина, Вицина и Моргунова вместе.

Почему Гайдай уничтожил собственное детище и никогда не решился его возродить, читайте далее в нашей статье!

Творческая судьба Труса-Балбеса-Бывалого на самом пике славы оказалась предрешенной во время съемок «Кавказской пленницы». Уже тогда стало ясно, что эта картина будет последней, где появляется гениальное трио.

Семя раздора невольно посадил Бывалый, то есть Евгений Моргунов. На тот момент актер, конечно, и представить не мог, чем обернется для всего отечественного кинематографа его одна-единственная эмоциональная вспышка.

Съемки проходили в красивых местах Крыма, что, казалось, способствовало поддержанию атмосферы спокойствия и расслабленности. Однако же это никак не касалось Евгения Моргунова и Леонида Гайдая.

Дело в том, что взаимоотношения актера и режиссера были весьма натянутыми уже несколько лет. Гайдай был сильно оскорблен неожиданным решением Моргунова отказаться от съемок в «Самогонщиках», что ставило под угрозу как судьбу уже ставшего популярным трио, так и перспективу всего фильма.

На тот момент в ситуацию вмешался Иван Пырьев, который уговорил Моргунова взять себя в руки и вернуться в картину. Артист запросил повышенный гонорар, а режиссеру ничего не оставалось, как удовлетворить эти требования.

Позже Леонид Гайдай стал относиться к Евгению Моргунову с определенным презрением и недоверием. Актер отвечал деланным безразличием как к Гайдаю лично, так и ко всему съемочному процессу.

Тем не менее, сотрудничество их продолжалось, а троица Труса, Балбеса и Бывалого завоевывала все больше поклонников.

Однако на съемках «Кавказской пленницы» в 1966 году ситуация накалилась до предела. Во время работы над сценой, когда Балбес падает с дерева на Труса и бывалого, случилось чрезвычайно происшествие.

Когда стали искать Моргунова для отработки сцены, обнаружилось, что он находится на съемочной площадке в сопровождении группы поклонниц. Гайдай незамедлительно потребовал убрать посторонних лиц площадки.

Однако никаких ответных действий со стороны Евгения Моргунова не последовало. Он продолжил преспокойно общаться с дамами и не спешил входить в кадр. Такое поведение вызвало негодование режиссера. Гайдай повторил, что все посторонние должны немедленно уйти с площадки, а артиста Моргунова ожидают для съемок.

Реакция Евгения была очень острой. Он едва не набросился на режиссера с кулаками, на повышенных тонах проясняя, что он сам себе хозяин и самостоятельно решит, что ему делать.

Не выдержал и Гайдай. Он схватил сценарий и демонстративно начал вычеркивать из него сцены с участием Бывалого. Затем режиссер во всеуслышание сообщил, что Евгений Моргунов сегодня же отправляется в Москву за профнепригодностью, и в съемках картины этот артист участвовать больше не будет.

Это был конец легендарного трио…

Справедливости ради стоит сказать, что описанные события сам Евгений Моргунов видел несколько иначе. Актер прекрасно знал, что после первой же стычки с Гайдаем он всегда получал самую низкую зарплату по сравнению с другими артистами. Ему уступала только юная Наталья Варлей, которая на тот момент еще не была популярной артисткой, а потому и ставка за день у нее была небольшая.

При столь низкой оплате своего труда Моргунов полагал, что имеет право на некоторую вольготность. Кроме того, он считал поведение Гайдая мелочным и мстительным, не понимая, зачем режиссер переносит свое недовольство из фильма в фильм.

Как бы то ни было, «Кавказскую пленницу» заканчивали снимать уже без Моргунова. В нескольких сценах вместо него выступал дублер, другие удалось обыграть так, чтобы участие Бывалого стало необязательным.

Впоследствии многие пытались уговорить Леонида Гайдая вернуть Моргунова и возродить знаменитую троицу. Однако режиссер был непреклонен.

Именно в этот период к нему стали обращаться другие режиссеры с просьбами снять Труса, балбеса и Бывалого вместе. На это Гайдай великодушно соглашался.

Однако по иронии судьбы утратилось взаимопонимание уже между самими артистками. Никулин, Вицин и Моргунов устали друг от друга и своих образов, а потому их дальнейшая совместная работа стала невозможной. Особенно сложными стали отношения Никулина и Моргунова, во многом из-за того, что в свое время Никулин поддержал позицию Гайдая, а не своего коллеги-актера.

В последний раз зрители увидели, а точнее услышали троицу вместе в мультфильме «По следам бременских музыкантов» в 1972 году.

Как и почему распалось легендарное трио «Трус-Балбес-Бывалый»