Алексей Баталов, он же Гога, он же Гоша. Как роль в фильме «Москва слезам не верит» изменила жизнь актера

Несмотря на то, что самой запомнившейся ролью Александра Баталова стал прожигатель жизни Георгий из кинофильма «Москва слезам не верит», сам актер был личностью уравновешенной и спокойной. Его актерский путь был результатом планомерных шагов, предпринимаемых целенаправленно, постепенно и упорно.

 

Например, с детства Баталов любил книгу «Три толстяка» и мечтал сыграть в ее экранизации. Поэтому при первой же возможности он с готовностью взялся за написание собственного сценария на основе этого произведения. В фильме Алексей сыграл канатоходца по имени Тибул. При этом артист по своей инициативе обучился ходить на канате и во всех сценах сам исполнял сложнейшие трюки.

Даже серьезные проблемы со зрением не могли остановить актера на его пути в кино. Когда он снимался в «Даме с собачкой», прямо в глаза актеру попали осколки лопнувшего софита. Баталов не только продолжил съемки в картине сразу после удаления стекла из его глаз, но спокойно ответил врачам, что запрет сниматься под яркими лампами соблюдать он никак не сможет. Артист стоически переносил проблемы со зрением, сердцем, спиной, считая, что все это актера – лишь незначительные помехи.

Слесарь Гоша буквально ворвался в жизнь Баталова. Будучи по характеру человеком степенным и интеллигентным, актер очень болезненно воспринимал неконтролируемую народную любовь и бесцеремонность поклонников, количество которых превысило все мыслимые пределы. Баталов в прямом смысле страдал от того, что его отождествляют с Гогой и зачем-то провоцируют на общение, подобающее слесарю.

Стремясь избавиться от навязчивого образа Георгия Ивановича, Алексей Баталов искал новых ярких ролей. Однако несмотря на несколько киноработ, ни одна из них не смогла повторить фурор, созданный фильмом «Москва слезам не верит».

Баталов часто говорил, что ему гораздо ближе был актерский образ Сергея Трубецкого, которого он играл в «Звезде пленительного счастья». К слову, в свое время режиссер Владимир Мотыль взял Алексея на роль Трубецкого именно за ментальное сходство артиста с персонажем. Однако зрители этого в должной мере не оценили.

Более того, Баталов часто жаловался, что актерский образ мешал ему реализовывать себя в других областях творчества. Ведь помимо актерской деятельности Алексей снимал прекрасные документальные фильмы, занимался преподавательской деятельностью, писал мемуары. Однако его таланты в этих сферах оценил лишь избранный круг профессионалом. Массы продолжали считать его актером одной роли.

Удрученное состояние привело к тому, что актер с каждым годом чувствовал все хуже. Здоровье подводило его, а семейная драма окончательно подрывала силы, как моральные, так и физические. Дело в том, что 10 лет Баталов с женой боролись за свою дочь, которой в раннем детстве поставили диагноз «ДЦП». Причем самое страшное, что произошло это вследствие врачебной неосторожности: акушерка в прямом смысле покалечила новорожденного ребенка.

Болезнь дочери вкупе с навязчивой и шумной известностью стала причиной душевного слома Баталова. Он снимался все меньше, постепенно ограничил контакты с друзьями и знакомыми, замкнулся в себе. Все чаще актер попадал в больницу, от былой уверенности в себе и жизнерадостности не осталось и следа.

В последние годы Баталов часто говорил, что ему очень не хватает покоя. Он искал тишины, бежал от славы, признания к тихому быту и вечерам наедине с женой. Некоторые из близких друзей актера предполагают, что Баталов – редкий пример актера, которого погубила собственная неспособность смириться с популярностью.

 

Алексей Баталов, он же Гога, он же Гоша. Как роль в фильме «Москва слезам не верит» изменила жизнь актера